МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

 

Теоретические аспекты гражданско-патриотического воспитания 

 

Патриотизм (от греч. patris - родина, отечество) - любовь к Родине, земле, на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать ее.

Патриотическое воспитание - это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения. На разных этапах развития общества изменялся характер патриотизма. В настоящее время он рассматривается во взаимосвязи гендерного, ценностного, гуманистического и культурологичиского воспитания.

Гендерный подход к воспитанию патриотизма

Гендерное воспитание - это формирование социальных ролей для мужчины и женщины. Женщина воспитывает патриотов, мужчина является защитником. Именно с этого начинается патриотическое воспитание подрастающего поколения. Для осмысления, воспитания понимания того, что значит быть мужчиной, быть женщиной, требуется много времени. Наша школа, к сожалению, этому вопросу уделяет мало внимания, в то время как мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, что объясняется их характерологическими различиями. В семье, школе, внешкольных учреждениях должны быть две программы воспитания: мальчик-юноша-мужчина и девочка-девушка-женщина.

У учащихся необходимо формировать представление о жизненном предназначении мужчины и женщины, их устойчивых качествах и чертах характера, раскрывать физиологические, психологические и этические особенности юношей и девушек. Акцент при этом делается на выработку таких качеств как честность, доброта, доверие, преданность, взаимная поддержка, помощь, забота. В работе по формированию культуры пола вместе с традиционными формами (клубы, кружки, объединения для мальчиков и девочек, специальные конкурсы) желательно практиковать дискуссии, беседы, ролевые игры, практикумы, коллективные обсуждения книг, музыкальных произведений, кинофильмов и спектаклей.

Критериями сформированности половой культуры можно считать качества, которые характерны для мужчин (смелость, благородство, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолеть трудности, придти на помощь и др.) и для женщин (доброта, женственность, уступчивость, умение прощать, заботиться о слабых, больных, пожилых и т. д.).

Ценностный подход к воспитанию патриотизма

За основу воспитания патриотизма необходимо брать ценностный подход - это формирование целостной личности, которая способна самостоятельно и творчески мыслить, имеет чувство гордости, понимает свое предназначение и сохраняет личностный статус при любых обстоятельствах.

Патриотизм - это категория моральная. Ее истоками являются духовные ценности. Моральность формирует в человеке жизненную позицию, стиль жизни, качество жизни и образ жизни. Сохранение моральности и есть основа патриотизма. Она сохраняется в человеке внутренней совестью, убеждением, верой без принуждения и общественного контроля.

Закон, государственность, конституция, порядок, дисциплина, идеология, равенство прав и обязанностей - первая ступень к воспитанию патриотизма, фундамент, который определяет патриотический статус человека.

Добро, совесть, обязанность, гордость, преданность, любовь - вершина патриотизма. Мораль раскрывает две стороны воспитания - «обязательного» и «возможного». Первое рассматривается как необходимость, а второе - как саморазвитие личности.

Внутреннее понимание своих обязанностей перед Родиной, Отечеством и их исполнение образовывает добропорядочность, поэтому патриотизм имеет глубокое религиозное значение. Все моральные ценности направлены на патриотическое воспитание.

Патриотизм - это душевное качество. Душевность - целостное, чувственное восприятие мира. Иными словами, душевная жизнь человека представляет собой мир его чувств. Мы часто критикуем бездуховность нашей жизни, а причина ее - бездушие. В словарях и энциклопедиях патриотизм рассматривается как эмоциональное отношение к Родине - чувство любви к Отечеству, своей земле, культурному окружению, истории своего народа, его традициям. Не случайно патриотизм считается одним из самых глубоких чувств нашего народа.

Патриотизм - это категория духовного воспитания, которое ориентировано на становление человека, независимо от его религиозных приверженностей, на культуру своего Отечества, общества, государства.

К духовным качествам, кроме вышеперечисленных, философская мысль относит сущность, доброту и красоту. Сущность - это путь к знаниям, доброта - к человеку, красота - создает гармонию. Эти духовные ценности должны быть материализованы в каждом коллективе как основа патриотического воспитания.

Гуманистический подход к воспитанию патриотизма

Патриотизм с позиции гуманизма рассматривается как соподчинение личностных и общественных интересов, объединение человека с Отечеством, как граница между крайним коллективизмом и крайним индивидуализмом. На этом основании в человеке формируются глубокие патриотические чувства. Человек заботится об интересах и исторической судьбе страны и проявляет готовность к самопожертвованию. Отечество, в свою очередь, признает ценности человека как личности, его права на свободное развитие. Гуманизм считается критерием оценки действенности всех социальных институтов в нашем обществе, а принцип равноправия, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

В своей работе «Стать человеком» Караковский рассматривает общечеловеческие ценности как основу целостности учебно-воспитательного процесса. С этой целью он выделяет восемь ценностей высокого уровня, которые рождают добрые черты, высокоморальные потребности:

  • Земля - общий дом человечества, которое вступает в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы;
  • Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой;
  • Семья - начальная единица общества, окружение развития ребенка;
  • Труд - основа человеческого бытия. Он больше всего характеризует сущность человека;
  • Знания - результат разносторонней, прежде всего, творческой работы. Знания учащегося - это критерий труда преподавателя;
  • Культура - великое богатство, которое накоплено человечеством, как в материальной, так и в духовной жизни людей;
  • Мир - согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли и человечества;
  • Человек - абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.

Как видно, в этой системе главная ценность, венец всему - человек.

Патриотизм и человечность - понятия, которые стоят рядом, так как без человечности нет патриотизма. Для воспитания человечности необходимо милосердие - одно из высоких добродетельных качеств. Милосердие материализуется в психологической культуре, которая имеет в виду отношения с людьми и способность понимать их. Ее основу составляют такие качества, как сенситивность, эмпатия и рефлексия. Под сенситивностью понимается способность личности к восприятию духовного мира других людей, под эмпатией - способность эмоционального сопереживания с другими людьми, рефлексия определяет способность самопознания субъектом своей психики.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz